RU

neue
illustrierte elektronische

ЭКСПЕДИЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ (МАИИКРН) в бывшие немецкие села Саратовского Поволжья, 4 крупные комплексные историко-этнографические научные экспедиции

Rubrik: Kultur, Wissenschaft, Bildung, Medizin
Члены экспедиции в бывшие немецкие села АССР НП (Франкский кантон, ныне Жирновский район Волгоградской области). Слева направо: А. Айсфельд, О. Скучаева, Н. Малова, А. Лобанова, Л. Ванесян, И. Плеве, Д. Решетов. Фото А. Германа. 1997 г.
Е. Горобцова (Арндт) беседует с Э. Лауб. Село Кривояр (бывшее Бруненталь), Ровенский район. 1992 г.
Старый развалившийся немецкий дом в селе Гречихино (бывшее Вальтер). 1997 г.
Во время беседы Е. Горобцовой (Арндт) с Ф. Тиль. Село Линево (бывшее Гуссенбах), Жирновский район, Волгоградской обл. 1997 г.
А. А. Герман берет интервью у немцев села Алешники (бывшее Диттель). Жирновский район Волгоградской области
В экспедиции 1995 г. Слева направо: И.Р. Плеве. Ф.Я. Олинова (респондент), Е.А. Горобцова (Е.Арндт). Красноармейский район Саратовской области. 1995 г.
Развалины ткацкой фабрики «Фортшрит» в селе Подчинный (бывшее Кратцке). Фото А. Германа. 1997 г.
Член экспедиции Ольга Скучаева и Фридрих Кляйн. Село Линево (бывшее Гуссенбах). 1997 г.
Поиск могил на кладбище исчезнувшего села Ротхаммель (Памятное). Располагалось на территории Франкского кантона АССР НП
Немецкая могила. Бывшее село Ротхаммель (Памятное)
Общий вид села Сосновка (бывшее Шиллинг)
Каменка, католический собор (в настоящее время разрушен). Фото А. Германа.

ЭКСПЕДИЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ (МАИИКРН) в бывшие немецкие села Саратовского Поволжья, 4 крупные комплексные историко-этнографические научные экспедиции.

Проводились в 1995–1998 гг. при материальной поддержке Международного союза немецкой культуры (МСНК) и Геттингенского исследовательского центра (Германия). Позволили планомерно обследовать все сохранившиеся к 1990-м гг. бывшие немецкие села в Саратовском Поволжье на территории бывшей АССР немцев Поволжья, разделенной в сентябре 1941 г. между Саратовской и Сталинградской (ныне Волгоградской) областями. Участниками экспедиции были сотрудники трех музеев: Саратовского областного краеведческого музея (СОМК) – Е.А. Горобцова (Арндт), Л.Г. Ванесян; филиала СОМК в г. Красноармейске – А.А. Лобанова; Энгельсского краеведческого музея – Н.А. Малова, Д.Г. Решетов, О.Е.  Скучаева, а также  профессора саратовских вузов доктора исторических наук, И.Р. Плеве и А.А. Герман, директор Геттингенского института Восточно-европейских исследований (ФРГ), доктор А. Айсфельд, студенты-историки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Экспедициям предшествовала большая подготовительная работа, продолжавшаяся почти три года. 25 декабря 1991 г. в Саратовском областном музее краеведения была открыта первая в России выставка, посвященная истории и этнографии поволжских немцев «Из истории немцев Поволжья» (см. Выставка по истории, этнографии и культуре немцев Поволжья). Работа над выставкой показала, что отсутствие в течение 50 лет планомерной научно-исследовательской и собирательской работы по данной теме в силу известных политических причин, привели к колоссальным «пробелам» в коллекциях, выпадению целых периодов в изучении уникальной этнической группы. Руководством СОМК было принято решение начать активную работу по дальнейшему комплектованию коллекции по истории немцев Поволжья, прерванную депортацией и репрессивной политикой в отношении целого народа по национальному признаку.

В 1991–1993 гг. было сделано несколько однодневных выездов и две семидневные экспедиции в бывшие немецкие колонии Саратовского Поволжья за счет собственных средств Саратовского областного музея краеведения. В 1992 г. в Ровенский район Саратовской области (до 1918 г. Новоузенский уезд Самарской губернии, в 1918–1922 г. Ровненский уезд Области немцев Поволжья, в 1922–1941 гг. Зельманский кантон АССР НП) и в 1993 г. – в Марксовский район (до 1918 г. Николаевский уезд Самарской губернии, в 1918–1922 гг. Екатериненштадский (с 1919 г. Марксштадтсткий) уезд Области немцев Поволжья, в 1922–1941 гг. Марксштадтский кантон АССР НП). Первые результаты показали возможность комплектования материалов по данной теме: фотографий, вещей, документов, а также проведение фотосъемки сохранившихся памятников, замеров жилищ и построек, создание зарисовок, схем. 

В 1992 г. большую методическую  помощь в работе экспедиции оказал сотрудник этнографической лаборатории Волгоградского университета Андрей Макаров, который научил составлять опросники, вести правильные опросы респондентов по обычаям и обрядам, особенностям строений, внутреннего убранства, распорядка дня, хозяйственных работ и т.п. В свою очередь сотрудники советского отдела музея проводили записи устной истории послереволюционного периода, особенностей советского уклада колхозной жизни, экономических и политических событий, миграционных процессов, взаимоотношений между представителями разных национальностей. Данная работа, как перспективная в изучении миграционных процессов в Поволжье, была продолжена в экспедициях МАИКРИН 1995–1998 гг. В 1991–1993 гг. были составлены и отработаны специальные тематические опросники для работы как с респондентами немецкого происхождения, так и с прибывшими сюда гражданами по переселенческим наборам, эвакуации и т.п.

1-я экспедиция МАИИКРН. В 1995 г. были обследованы села Красноармейского района Саратовской области (до 1918 г. Камышинский уезд Саратовской губернии, в 1918–1922 гг. Голо-Карамышский уезд Области немцев Поволжья, в 1922–1941 гг. – Бальцерский и частично Каменский кантоны АССР немцев Поволжья). В селах Садовое (Севастьяновка, Антон), Некрасово (Норка), Сосновка (Шиллинг), Луганское (Байдек),  Сплавнуха  (Гукк), Усть-Золиха (Мессер), а также  в русских селах Старая Топовка, Поповка и Ахмат были собраны предметы быта, обихода, промыслов и ремесел, всего 150 экспонатов. Это фотографии, личные документы, книги религиозного содержания, предметы быта, промыслов и ремесел. Среди них   печать НКВД Бальцерского кантона АССР НП; рукописная справка Г. Билля о сдаче дома, скота и различного имущества местным властям в сентябре 1941 г.; карта с. Норки 1936 г., сделанная вручную, где, обозначены все дома и указано числа избирателей в каждом из них; станок для отжима свекольной и арбузной мякоти на сок; типичная деревянная крестьянская кровать, ткацкий стан, детская колыбель, глиняная посуда, вафельницы, полочки для посуды, стол, стулья, плетеные сундучки и многое другое. Часть материалов пополнила коллекцию Саратовского областного музея краеведения, другая – стала основой экспозиции Энгельсского краеведческого музея. В течение двух с половиной недель было сделано около 60 фотоснимков  жилых домов, дворовых построек, погребов, колодцев, церквей, школ. Были зарисованы планы наиболее типичных крестьянских усадеб, записаны три религиозных песнопения общины евангелистов с. Штрауб. Сделан видеофильм (14 мин.) о самых интересных моментах работы экспедиции. В каждом селе удавалось отыскать 3–4 респондентов, в основном преклонного возраста. Большинство материалов, к сожалению, в период войны и после нее погибло в печках и мусорных ямах. Старожилы вымерли, большая часть вернувшихся немцев массово выехали на постоянное место жительства в Германию.

2-я экспедиция МАИИКРН состоялась в 1996 г. В течение двух недель экспедиция в составе 9 человек обследовала 14 сел на территории Волгоградской области (до 1918 г. Камышинский уезд Саратовской губернии, в 1918 – 1922 гг. Голо-карамышский уезд Области немцев Поволжья, в 1922 – 1941 гг. Каменский, Добринский, Эрленбахский кантоны АССР НП): Верхняя Добринка (Драйшпиц), Нижняя Добринка, Бутковка, Щербаковка (Мюльберг), русская Щербаковка, Щербатовка, Галка и Верхняя Кулалинка (Усть-Кулалинка, Гольштейн), Усть-Грязнуха (Крафт) и др. В отличие от первой экспедиции, здесь в каждом селе удалось найти уже по 10–15 респондентов, причем многие из них, к удивлению участников экспедиции, вернулись в родные места в еще 1956–1957 гг. Были информаторы 1903, 1906 и 1909, 1910 годов рождения Удалось записать  устные истории о периодах голода в 1921 и 1933 годах, запечатлеть картины коллективизации, сталинских репрессий и депортации, а также нелегкого пути возвращения на Родину. Среди 150 экспонатов, были довольно редкие: свадебная фотография 1905 г., документы о принадлежности к реформаторской  и евангелически-лютеранской церквям, свидетельство об окончании рабфака в г. Энгельсе, профсоюзные билеты, справки 1956 г. о снятии со спецпоселения. Собран полный комплект предметов, необходимый для варки арбузного меда. Пополнилась коллекция одежды: покрывные шали конца XIX века,  полный свадебный костюм Эльвиры Граф 1956 г., самодельный крестик и мн. другое.

3-я экспедиция МАИИКРН в 1997 г. показала, что полностью отработаны исторический и этнографический опросники, сложился постоянный научный творческий коллектив исследователей. Летом 1997 г. планомерно были изучены и обследованы села Жирновского района Волгоградской области бывшего Франкского и Каменского кантонов АССР НП. Это с. Линево (Гуссенбах), Медведицкое (Франк), Алешники (Диттель), Починная (Крацке), Песковка (Кольб), Гречихино (Вальтер) Памятное и др. Практически в каждом селе было опрошено 15–20 человек, пять-шесть из которых 1913–1924 гг. рождения. Информаторы старшего поколения помогли восстановить недостающие звенья в этнографических исследованиях, сообщили много нового из событий исторического плана: голод 1921 и 1933 гг., коллективизация, возвращение в 1956 г., трудармия, спецпоселение. В с. Линево удалось записать рассказ о соломоплетельном промысле в Марксштадском кантоне, значительно пополнить сведения о крестьянской одежде конца XIX – начала ХХ вв., атрибутировать ранее неизвестные элементы детского костюма из фондов Саратовского областного музея краеведения.  Информаторы из с. Медведицкое подтвердили записи Эммы и Георга Дингеса о различиях в способах покрытия крыш построек соломой и камышом в данной местности. Десятки фотоснимков зафиксировали типичные жилые и хозяйственные постройки, детали интерьера. Особенностью региона были большие дома, достигающие размера 10 м в ширину и 18–24 в длину. Некоторые из них даже не подверглись перестройке. На фасадах двух деревянных домов в с. Линево время пощадило прямоугольные деревянные таблички с рельефным цветным изображением возницы и лошади, запряженной в тележку с бочкой воды на случай пожара. Надпись сохранила имя владельца «Гейнрих Шетцель. 1906 год». В случае пожара он должен был явиться со своей лошадью и  полной бочкой воды к месту происшествия. В с. Гречихино были сфотографированы детали полуразобранного жилого дома, на котором отчетливо видны крепления венцов, стропил, крыши, дверные и оконные проемы.

Сфотографированы и описаны сохранившиеся церкви. В этой экспедиции, в отличие от предыдущих, наконец-то удалось встретиться с мастерицами рукоделия. Были собраны коллекции образцов ручного вязания тамбуром, вышивки по филе  и т.п.  В с. Медведицкое Фрида Тиль в течение двух вечеров специально изготовила миниатюрный свадебный венок «кранц» и букетик для жениха «шлюп», отразившие удивительное мастерство и безупречный  вкус простой деревенской женщины.

Во время экспедиции в села Жирновского района Волгоградской области впервые были собраны комплекты кузнечных и плотницких инструментов. Фридрих Кляйн подарил Hackbrett (рубильную доску) собственного производства, а Роберт Куру – семейную книгу проповедей. Значительную часть научного отчета составили записи рассказов о миграционных процессах 1941, 1946 гг. В результате прослежена схема выселения немцев в 1941 г. из Франкского кантона АССР НП, пути следования к местам  спецпоселения, особенности заселения  опустевших населенных пунктов в 1941–1949 гг.,  а также в 1956 г. Отмечены аналогии и отличия от данных процессов в соседних кантонах. Напряженный график работы, большой объем исследований тем не менее оставляли возможность для общения с людьми и в вечернее время. Трогательным сюрпризом была встреча профессора А.А. Германа с однокурсником его отца (1939/41 гг.) по Линевскому агрономическому техникуму А. Дранком. По своим результатам 3-я экспедиция оказалась самой результативной.

4-я экспедиция МАИИКРН проходила с 28 июня по 7 июля 1998 г.  через села Энгельсского и Ровенского районов Саратовской области (до 1918 г. Новоузенский уезд Самарской губернии, 1918–1922 гг. – Ровненский уезд Области немцев Поволжья, 1922–1941 гг. – Куккусский и Зельманский кантоны АССР НП). Это села Красноармейское (Брабандер), Зауморье (Бангерт) Яблоновка (Лауве), Березовка (Деллер), Приволжское (Куккус), Тарлыковка (Динкель), Старо-Привольное(Альт-Варенбург), Скатовка (Штрауб). Данный маршрут был выбран не случайно, он завершал комплексное изучение сел поволжских немцев, находившихся на территории Саратовской и Самарской губерний, проводимое с начала 1990-х гг. Следует отметить, что часть вышеуказанных сел расположена на левом берегу Волги, подвергшемуся затоплению в результате строительства Саратовской ГЭС; другая – стала зоной активного и жилого производственного строительства в 1960–70-е гг. Все это значительно изменило их внешний облик, вызвало дополнительную миграцию населения. Участникам экспедиции очень пригодился опыт предыдущих лет исследования, позволивший не только  сделать обобщения, но и реконструировать утраченное. В результате работы значительно пополнилась коллекция фотографий памятников материальной культуры, а именно: фотоснимки жилых домов в классическом трехкомнатном варианте (сс. Брабандер, Альт-Варенбург, Диттель), летних кухонь с бревенчатыми стенами (с. Брабандер). Неожиданным открытием стали хорошо сохранившиеся фундаменты домов и погреба, выложенные саманом.

Наиболее интересным в этом плане оказалось с. Альт-Варенбург, одно из крупнейших сел Немреспублики. К сожалению, после депортации немецкого населения была разрушена удивительная система дренажа и планировки сельских улиц, выделявшая некогда село, как самое чистое и сухое в Поволжье. Однако здесь еще в то время сохранились целые кварталы домов, здание старой земской школы, лавки, магазины и даже пасторат. В помещении пастората размещалась местная администрация, которая путем перестроек сумела за несколько лет разрушить уникальный ансамбль, построенный по образцу конца XVIII века. Немым укором человеческой бездуховности и откровенной глупости стала пятиконечная звезда на лютеранской кирхе, установленная на колокольне после войны по распоряжению директора совхоза.

Удалось познакомиться с Леокадией Яновной Токаревой всю свою жизнь прожившей в этом  селе. По матери немка, по отцу латышка, вышедшая замуж за русского, она выселению не подвергалась.  Таких людей оказалось немало. Это семья Биттер из Брабандера. Петр Готлибович и Паулина Гейнриховна оказались настоящем кладезем знания обрядов и обычаев, редкими носителями одного из поволжских диалектов немецкого языка. Ольга Пинкенштейн передала в музей вышивки по филейной сетке, вязаные подзоры и занавески, Андрей Шпет – набор плотницких инструментов начала ХХ века. Неожиданными находками стали вещи, привезенные из г. Луцка  эвакуированными в с. Яблоновку – это домотканый украинский рушник, домотканое полотно, одежда расшитая двуглавыми орлами и т.п.). В итоге было собрано около 100 предметов  музейного значения, многочисленные записи устной истории.

Итоги последней экспедиции закономерно подвели черту полномасштабной собирательской работе в бывших немецких селах. К сожалению, в силу различных причин, результаты экспедиций до сего дня до конца не изучены и ждут своего исследователя.

 

Autoren: E.A. Arndt Saratow

ЗEINE FRAGE STELLEN